Баббиты
Баббитом называется особый антифрикционный сплав, который изготавливают на основе свинца либо олова. Как правило, его используют в процессе заливки вкладышей подшипников. Высокие антифрикционные характеристики данного сплава напрямую зависят от его отличительной гетерогенной структуры, которая представляет собой мягкую пластичную основу с вкраплениями твердых частиц. В данном случае этой мягкой основой выступают олово либо свинец, обеспечивающее равномерность прилегания и возможность прирабатывания подшипников к валу. Твердые же вкрапления являются опорой подшипника, обеспечивают его долговечность, уменьшая его износ и трение.
Особенности
Баббиты являются одними из наиболее старых антифрикционных сплавов подобного типа, которые активно используются и по сей день. Он был изобретен еще в 1839 году как материал для подшипников в паровых машинах.
Некоторые марки могут быть с добавками сурьмы, никеля, меди, кадмия, мышьяка, кальция, теллура, магния, натрия и др. Сплав характеризуется достаточно низкой температурой плавки – около 300-440°C, и хорошим показателем прирабатываемости.
Разновидности сплава
В зависимости от материала, баббиты бывают трех следующих видов:
- оловянные;
- свинцовые;
- кальциевые.
Сферы использования
Для оловянного сплава, в отличие от свинцового, характерна высокая износоустойчивость и сопротивляемость коррозии, хорошая теплопроводность. Поэтому он, прежде всего, применим для подшипников, работающих на большой скорости и со средней нагрузкой. Кроме того, он еще и обладает более низким коэффициентом линейного расширения.
Свинцовый сплав применим в случаях, когда работа предполагает воздействие высокими температурами. Поэтому он используется при заливке подшипников для двигателей автотранспорта, тракторов либо прокатных станков.
Кальциевый сплав представляет собой соединение свинца с вкраплениями натрия, кальция, а также некоторых других элементов в зависимости от производителя. Он широко применяется в тяжелом машиностроении и вагоностроении, в частности, для подшипников в подвижном составе и других типов ж/д транспорта.
Марки
Марки баббитов и их химический состав должен соответствовать установленным ГОСТам, что обеспечит успешное его использование в любой сфере машиностроения.
В зависимости от хим. состава данные сплавы бывают следующих марок:
- Оловянные - Б88, Б83С и Б83;
- Свинцовые - БН, БС6 и Б16.
Определившись с выбором бабитов наша компания «ООО БАШСНАБКОМПЛЕКТ» поможет в приобретении данного вида продукции – все самое лучшее по доступным ценам, с доставкой по всей России. Будьте уверены в качестве оборудования и пострагантийном обслуживании. Ведь мы ручаемся за каждый проданный прибор.
Химический состав и категории качества оловянных и свинцовых баббитов
Марка баббита | Категория качества | Массовая доля основных компонентов, % | Суммарная массовая доля приме-сей, % не более | ||||||
Sn | Sb | Cu | Cd | Ni | Аs | РЬ | |||
Б88 |
Высшая
|
Остальное
|
7,3-7,8
|
2,5-3,5
|
0,8-1,2
|
0,15-0,25
|
—
|
—
|
0,260
|
Б83 |
То же
|
То же
|
10,0-12,0
|
5,5-6,5
|
—
|
—
|
—
|
—
|
0,559
|
Б83С |
— —
|
— —
|
9,0-11,0
|
5,0-6,0
|
—
|
—
|
—
|
1,0-1,5
|
0,265
|
Б16 |
Первая
|
15,0-17,0
|
15,0-17,0
|
1,5-2,0
|
—
|
—
|
—
|
Остальное
|
0,660
|
БН |
Высшая
|
9,0-11,0
|
13,0-15,0
|
1,5-2,0
|
0,1-0,7
|
0,1-0,5
|
0,5-0,9
|
То же
|
0,270
|
БС6 |
То же
|
5,5-6,5
|
5,5-6,5
|
0,1-0,3
|
—
|
—
|
—
|
—
|
0,285
|
Условия работы и применение оловянных и свинцовых баббитов
|
|
|
|
|
|
Марка
|
Характеристика
|
Давление МПа |
Окружная скорость м/с | Рабочая температура °С |
Применение
|
баббита |
нагрузки |
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
|
||
Б88
|
Спокойная
|
20; 15
|
50
|
75
|
Подшипники для быстроход ных и среднеоборотных дизе |
|
ударная
|
|
|
|
лей. Нижние половины крейцкопфных подшипников |
|
|
|
|
|
малооборотных дизелей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б83
|
Спокойная
|
15; 10
|
50
|
70
|
Подшипники турбин, крейц-
|
|
ударная
|
|
|
|
копфные, мотылевые и рамо-
|
Б83С
|
Спокойная
|
15; 10
|
50
|
70
|
вые подшипники малооборот
|
|
ударная
|
|
|
|
ных дизелей, опорные
|
|
|
|
|
|
подшипники гребных валов
|
БН
|
Спокойная
|
10;
|
30
|
70
|
Подшипники, работающие
|
|
ударная
|
7,5
|
|
|
при средних скоростях и
|
|
|
|
|
|
средних нагрузках. Подшип
|
|
|
|
|
|
ники дизелей, компрессоров,
|
|
|
|
|
|
судовых водопроводов
|
Б16
|
Спокойная
|
10
|
30
|
70
|
Моторно-осевые подшипники
|
|
|
|
|
|
электровозов, путевых ма
|
|
|
|
|
|
шин, оборудование тяжелого
|
|
|
|
|
|
машиностроения
|
БС6
|
Ударная
|
15
|
-
|
70
|
Подшипники автотракторных
|
|
|
|
|
|
двигателей
|
Кальциевые баббиты.
Наиболее дешевые из баббитов кальциевые баббиты — изготовляются по
ГОСТ 1209-90.
Это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и на
трия. По требованию потребителя кальциевые баббиты легируют
другими легирующими элементами.
Изготавливают следующие марки кальциевых баббитов:
БКА, БК2 и БК2Ш. Химический состав и применение баббитов
даны в таблице.
Кальциевые баббиты обладают наименьшей теплопроводно-
стью и наибольшей плотностью среди всех баббитов на основе
олова или свинца. К их недостаткам относится также легкая
окисляемость.
Все баббиты имеют существенный недостаток — низкое со-
противление усталости, что ухудшает работоспособность подшип-
ника. Из-за небольшой прочности баббиты могут успешно экс-
плуатироваться только в подшипниках, имеющих прочный
стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Обычно тонкостен-
ные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изго-
товляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на
линии непрерывной заливки.
Продолжительность работы подшипников зависит от тол-
щины баббитового слоя, залитого на стальной вкладыш. Умень-
шение толщины слоя увеличивает срок службы подшипника.
Дефицитность олова и в меньшей степени свинца заставляет
изыскивать и применять антифрикционные сплавы на менее де-
фицитной основе (например, на основе алюминия.
Химический состав и применение кальциевых баббитов
|
Массовая доля элементов, %
|
|
|||||||||||
|
основные компоненты
|
примеси, не более
|
|
||||||||||
Марка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие |
Применение
|
|
Са
|
Ма
|
Мg
|
Sn
|
А1
|
РЬ
|
Вi
|
Sb
|
Cu
|
Al
|
Mg
|
примеси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БКА
|
0,95-1,15
|
0,70-0,90
|
~"
|
—
|
0,05-0,20
|
Остальное
|
0,10
|
0,25
|
—
|
—.
|
0,02
|
0,30
|
Для заливки буксовых подшипников трения для вагонов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и тендеров железных дорог.
|
БК2
|
0,3-
|
0,20-
|
0,01-
|
1,50-
|
—
|
То же
|
0,20
|
0,20
|
0,15
|
0,02
|
—
|
0,30
|
Для заливки вкладышей коренных и шатунных |
|
0,55
|
0,40
|
0,05
|
2,10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подшипников дизелей и газовых двигателей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БК2Ш
|
0,65-
|
0,70-
|
0,03-
|
1,50-
|
-
|
—
|
0,20
|
0,20
|
0,15
|
0,02
|
-
|
0,30
|
Для подшихтовки сплавов при
|
|
0,90
|
0,90
|
0,09
|
2,10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
заливке вкладышей коренных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и шатунных подшипников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дизелей и газовых двигателей.
|
Примечание. Баббит марки БКА по согласованию с потребителем может изготовляться с массовой долей алюминия менее 0,05 %.